Добрые традиции Прощеного воскресенья, дошедшие до современности
На Руси Прощеное воскресенье не считалось полноценным праздником.
Скорее это был день с ноткой грусти: заканчивались шумные масленичные торжества, люди морально готовились к вступлению в Великий пост. Но если в другие дни Масленицы было принято веселиться, гулять, угощаться и ходить в гости, то в воскресенье традиции были принципиально иными.
Как же проводили этот день в дореволюционной России?
1. Утром все шли в церковь. В принципе это неудивительно: в те времена люди были верующими, знали обо всех праздниках, посещали богослужения, часто исповедовались и причащались. А Прощеный день и вовсе отличался: как не причаститься перед постом, тем более таким строгим? На проповедях священники рассказывали об изгнании Адама из рая за совершенный им грех, настраивая тем самым прихожан на постный лад. В современном мире именно после литургии делается своеобразный мини-чин прощения.
2. Днем старались встретиться с родственниками и знакомыми, чтобы попросить прощения. Это очень добрая традиция, особенно если человек действительно хочет измениться и исправиться. К сожалению, некоторые демонстрируют показушность, а это неправильно. Ведь каждому есть за что извинится, особенно перед близкими. На Руси даже было принято "прощаться" не только с живыми, но и с умершими. Целыми семьями посещали кладбища (к этому времени уже, как правило, сходил снег), скромно прибирались на могилах, зажигали свечи и мысленно разговаривали с покойными. Ведь иногда в семьях настолько напряженные взаимоотношения, что даже смерть не решает данной проблемы: умершего ненавидят ничуть не меньше, чем живого.
3. После обеда заканчивали народные гуляния. Такое больше было популярно в деревнях, где на окраинах выставляли чучело Масленицы. Его приносили в центр парка или площади и торжественно сжигали. Это было видимое прощание с зимой и встреча весны. Конечно, Православная Церковь относилась к данному развлечению негативно, ведь в нем присутствуют языческие корни. Но для детей и молодежи это реально интересно: собраться целой компанией, посмотреть, покричать, возможно, перепрыгнуть через костер.
4. Вечером все собирались в церкви на специальный чин прощения. В современном мире он, как правило, проводится лишь в кафедральных соборах с участием патриарха (в Москве) или митрополитов (в других крупных городах). Сама по себе служба короткая (только малая вечерня), но большую часть занимает, конечно, обращение к народу. Архиерей испрашивает прощение у предстоящих, после чего каждый человек подходит к священникам и кланяется им. В некоторых храмах раздаются небольшие иконы — своеобразное благословение на Великий пост.
5. Ужинали в Прощеное воскресенье в молчании. В этот день уже никто ничего не готовил (если только в обед хозяйки в последний раз перед постом пекли блины), но семья доедала скоромную пищу. Считалось, что в Чистый Понедельник недопустимо питаться масленичными остатками. Даже самый бедный человек не делал этого. Ну а если что-то оставалось, то утром все скармливалось птицам.
Таким образом, последний день Масленицы существенно отличается от остальных. Возможно, некоторые посчитают его грустным, печальным и унылым, но на самом деле это светлая и духовная печаль. Душа уже настраивается на определенный лад: русские люди называли Великий пост "весной покаяния" и очень любили, несмотря на его строгость. Об этом хорошо написано в книге Шмелева "Лето Господне", где он, будучи маленьким мальчиком, осваивал азы православия. Есть там и упоминания о Прощеном воскресении, и о Чистом Понедельнике.